Елена Ч. 25.09.2019 22:40

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.

Педагогический опыт

Стремительно развиваются технологии и мы пытаемся шагать в ногу с веком компьютеризации. Хотя материальная сторона вопроса оставляет желать лучшего.

Комментарии 2
Марина Л.
26.09.2019 13:19

Добрый день, Елена Сергеевна! Доклад важный и нужный, спасибо. Скажите пожалуйста, есть ли какие-то временные нормативы использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ по возрастным группам?

Елена Ч.
26.09.2019 20:43

Икт могут быть использованы на развивающих занятиях по различным областям( преобладающий тип использования), а также на занятиях по знакомству с ИКТ, которые не входят ни в одну программу ДОУ. Однако очевидно, что прежде чем знакомить в рамках оьразовательной области ( на занятии) следует провести несколько занятий по знакомству с самими технологиями по следующим темам: Мой любимый мультфильм (с миром видео), «Я слушаю сказку (с аудиосистемами), «Один дома» (знакомство с системой видеонаблюдении), «Мир вокруг нас» (знакомство с системами отображения мира – фото и видео съемка), «В гостях у мышки» (знакомство с компьютером), «Законы мышиного королевства» (совместная выработка правил работы на компьютере).
В ходе занятий ребенок знакомиться не только с тем, как могут быть использованы новее технологии, но и с  опасностями, которые они могут принести. В результате он осваивает интерфейс компьютерной среды, а также обучаться моторным навыкам работы с мышью и клавиатурой.  
В соответствии с возрастными особенностями ребенка эти занятия проводятся для старшей и подготовительных групп.
В некоторых источниках идет классификация занятий:
1. Занятия с мультимедийной поддержкой..
создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Классификация программ:
1.    Тренировочные и контролирующие программы, предназначенные для  закрепления умений и навыков. Предполагается, что используемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайном последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильных и неправильных ответов. В случаи правильного ответа ребенку поощрение (реплика, переход на следующий уровень и т.д.)  при неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.
2.     Имитационные  и моделирующие программы основаны на графических возможностях, с одной стороны и вычислительных с другой. Такие программы предоставляют детям  возможность наблюдать на экране некоторый процесс и одновременно влиять на его ход, подавая команды мышкой, задавая значения параметров..
3.    Наставнические программы предлагают детям обучающий материал для изучения. Так если ответы ребенка не верны, программа может вернуть его для повторного знакомства с темой.  Высокая трудоемкость, затруднения  организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе ДОУ,
4.    Программы - развивающие игры предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.
I этап - подготовительный.
Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.
Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:
1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.
3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.
III этап - заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.
Продолжительность каждого этапа занятия:
1 этап - 10-15 минут,
2 этап - 10-15 минут,
3 этап - 4-5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.
Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.
Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Систематизация компьютерных развивающих программ;
- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.